Кто жил в «той» России, тот помнит и «те» учебники, которые выдавались в школьных библиотеках – один на пять поколений учеников. В конце учебника была страница с небольшой табличкой, в которой вписывались: фамилия нынешнего владельца, «буква» его класса, состояние на тот момент, когда он принял учебник «на руки» и оставалась пустой строчка, в которой нужно было описать состояние книги на момент сдачи ее в библиотеку, то есть по завершению учебного года. Теперь, думаю, все, кто имел дело с подобными учебниками, улыбнулись. Почему? Могу открыть эту тайну для тех, кто не имел дело с подобным явлением – в этих учебниках можно было отыскать немало «интересного»: от познавательных картинок и слов, до спрятанной случайно между страниц мелкой денежной купюрой, что, естественно, встречалось гораздо реже. В школу ежегодно поступало некое количество новых экземпляров данных изданий, которые обычно учителя распределяли между «хорошими» учениками, оставляя не совсем благополучным то, о чем было сказано выше. Такая своеобразная рулетка: повезет – не повезет. И на этом месте, надо полагать, мнения пойдут вразрез. Кто- то станет поддерживать ту систему, кто- то выступит в защиту новой. На то она и тема, чтоб вызвать некую дискуссию.
Учебный процесс проходил каждый год по одному и тому же учебному плану. Не возникало даже мысли, издание какого автора будет заложено в основу отдельно взятого предмета – если физика, то Пёрышкина, если литература, то Кудрявцева, русский язык, несомненно, Шеповаленко. Всё элементарно просто. Никакой головной боли перед новым учебным годом – родители знали, что каждый ребенок первого сентября получит свой комплект учебной литературы, дети, что можно будет посмеяться лишний раз над опусами предшественников, учителя, что не надо выдумывать новое и открывать Америку: план пятилетней давности пригоден и для нынешней молодежи. Всё просто, без вариаций. А то, что чужие пометки на полях, не совсем цензурные «иллюстрации» и страницы, которые в лучшем случае нужно подклеить, а в худшем – вообще их отсутствие, так это не беда. Бесплатно же.
Что имеем сейчас? В конце учебного года преподаватели составляют список литературы, по которой будет обучаться класс в следующем году. Этот список оглашается учащимся, и, соответственно, вначале нового учебного года ученики, как и в старые времена, имеют на руках, опять - таки, комплект учебников. По- моему, и на этом месте возникнет спорный момент – мол, раньше всё это богатство доставалось даром, а теперь, как минимум, за один учебник надо выложить не меньше 100-150 рублей, да еще по городу поездить, чтоб найти нужное. И в каждой школе разные требования. Позволю себе высказать мнение в пользу нынешнего положения дел. Во- первых, за летние каникулы, которые составляют ни много ни мало около 92 дней, любой, даже самый занятой родитель, сумеет выбрать время для приобретения этого комплекта. Во- вторых, понимание того, что на новые учебники нужно будет выделить некую сумму из семейного бюджета, должно преследовать родительское сознание на протяжении тех месяцев, что протекают в нынешнем году, а не так, как порой бывает: «Ой, август. Скоро в школу, учебники не куплены, да и не на что». В- третьих, есть альтернатива: не хочешь покупать новый – можешь на «книжном развале» купить уже подержанный, по бросовой цене, в приличном состоянии, но именно тот, который необходим. В- четвертых, государство, каким бы оно ни было, всё ж побеспокоилось о малоимущих гражданах, дети которых продолжают получать бесплатные учебники из школьных библиотек – главное предоставить справку о том, что прожиточный минимум на члена семьи ниже установленной нормы.
Еще существует такой малоприятный факт - в некоторых учебниках встречаются опечатки и они по своей ценности не совсем качественно скомпанованы. Да, есть такое, но, в основном, школы предпочитают работать по государственной системе. И, даже если вносят свои коррективы, то перво-наперво, просматривают издание необходимое для учебного процесса. Если встречают эти недочеты, то обращаются в издательства, а также выделяют для себя подобные места, дабы предупредить тех, кому заниматься по этим книгам. Тоже спорый момент. Да, учителя не должны заниматься редакторской правкой. Но так иногда получается, но это редкий случай, так как любое издательство не сможет издавать учебную литературу. Экспертиза и анализ учебников возлагается на Академию образования и Большую Академию Наук – только пройдя эти инстанции и получив от них положительные рецензии, учебные издания могут получить пропуск в школы. Также существует федеральный список учебников, отходить от которых школы не имеют права. Еще, в отличие от книг, учебники должны издаваться с соблюдением санитарных норм – начиная от бумаги и веса, и заканчивая размером шрифта.
Естественно, что как на родителей, так и на педагогов возлагается непростая ноша – перед одними стоит задача остановиться на нужном издании, перед другими – нужное приобрести. Но по сравнению с тем, какая радость ждет от полученного ребенком результата в итоге, всё кажется такой мелочью. И новый учебный год ожидается с нетерпением, волнением, трепетом, а те трудности и мысли вызывающие возмущение уходят на второй план.
|