Заумь, как эксцентрика русской литературы.
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:25 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Человеческое сознание существует в мире простых дихотомий и бинарных оппозиций. Такими точками мировосприятия: мир – царство случайности – неосознанности – бессмысленности; мир – царство закона – осознанной и целеустремленной воли. Но человек – по крайней мере, человек творческий - скорее склонен к вопрошанию и выдвижению предположений, при полном осознании их гипотетического характера.1[Шевченко, С. Заумь как стратегия осмысления/С. Шевченко//Берега.- 2007.-№2-3(74).-С.24.]. В начале ХХвека, в литературной жизни России начинают развиваться различные творческие жанры и направления. Поэты, почувствовав свою значимость в народных кругах, пытаются постигнуть новые высоты, достичь той вершины слова, вслед за которой пойдут люди. И вот посредством этой идеи, под бунтарским влиянием футуристов, начинает зарождаться эксцентричное литературное направление. Футуристы вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных «сдвигах», алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной, архаической лексики. Занимаются активным словотворчеством, предпринимают попытки создания на фонетической основе универсального полухудожественного, полусакрального языка, способного выражать какие – то глубинные универсалии бытия, некие, вне этого языка, витающие смыслы. Создают «заумь», значение которой объясняют стремлением выявить глубинный смысл абстрактных фонем и построить на них новый художественный язык, адекватно выражающий сущность новых реальностей.2 [Лопатин, В.В., Лопатина, Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка/ В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина, ред.Н.Н. Черкашина.- М.:Эксмо,2007.-928с.-ISBN 978-5-699-22388-6.- С.206.]. Заумь, заумный язык — литературный приём, который заключается в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Но, всё же, не совсем будет верным понимать заумь как отказ от смысла: механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные комбинации, а читателю — это значение из них выделять. Однако, четкая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов - затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому, в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало доминирует над рациональным.
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:30 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Футуристы, идя наперекор всему тому, что было в классической русской литературе, громко и дерзко заявляют о новом течении. Среди московских кубофутуристов особых успехов в своей поэтической практике достигли – Алексей Кручёных и Велимир Хлебников, а среди петербургских - два эгофутуриста – Игорь Северянин и Василиск Гнедов. А. Кручёных считался самым радикальным из них. Заумники громко заявляют общественности о своём движении, выпустив в 1912году альманах под названием «Пощёчина общественному вкусу», который скорее являлся неким манифестом, названым ими «В защиту нового искусства». А затем, опираясь на данный манифест, Д.Бурлюк и В.Маяковский составляют листовку, которую они распространяли по Москве. Она гласила: "Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество! Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова". 3[Давид Бурлюк. Пощечина общественному вкусу// Литературные манифесты:От символизма до «Октября»/Н. Бродский, Н. Сидоров.- М.:Аграф,2002.-384с.-ISBN 5-7784-0164-7.-С.129.]
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:30 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Вслед за этой листовкой, в сентябре 1913года, вышла в свет брошюра «Слово как таковое», в разработке А.Кручёных, где он на конкретных примерах демонстрирует как можно в поэзии найти «слово как таковое», в идеале вообще очищенное от какого – либо смысла и делает обзор - что же такое на самом деле заумный язык. А в 1921г. Алексей Крученых издает «Декларацию заумного языка». Он поясняет в ней, что такое заумный язык более подробно, чем в "Слове как таковом". Все эти листовки, манифесты, декларации были написаны весьма агрессивным языком и несли негативный настрой в сторону традиционных поэтических форм. Футуристы на полном серьезе пытались настроить народ на новую волну в русской поэзии, при этом сталкиваясь с недопониманием и юмористическим отношением общества к себе и к своему направлению. Трезвомыслящему сознанию заумь, бесспорно, покажется если не бредом умалишенного, то поэтическим шарлатанством. Однако сами заумники, ставя человека в центр мироздания, романтически проповедовали крайнюю субъективность как путь к сверхобъективной истине, высшему разуму. На каких принципах строился новый язык? Это, во- первых, внедрение в произведения экспериментальной фонетики, так называемая, фонетическая заумь, когда сочетания букв не складываются в опозноваемые морфемы. В этом направлении работал А. Кручёных, чем и поставил под сомнение перед современниками свой поэтический дар. В общественных кругах ему присвоили ярлык шарлатана, который ни перед чем не остановится, лишь бы привлечь внимание к себе и к своему кружку футуристов. Также в направлении фонетической зауми работал прямой продолжатель А.Кручёных, А. Туфанов. В своей книге «К Зауми», он писал: "Материалом моего искусства, служат произносительно-слуховые единицы языка, фонемы, состоящие из психически-живых элементов — кинем и акусм. "Звук" речи сам по себе есть движение кинем и акусм, с параллельным им движением акустического ощущения..."4 [ Бирюкова С.С. А. Туфанов — теоретик "фонической музыки" // Поэтика русского авангарда. Тамбов: "Кредо", 1993, № 3 — 4. Oна же. О музыкально-поэтических теориях 1910 — 20-х гг. // Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Кенигсберг-Мальборк, 1996. О фонемах как целых музыкальных произведениях писал П.А. Флоренский в работе "Столп и утверждение истины"// Флоренский П.А. Сочинения. М., 1990. T.I. C. 839.]. Варьировалось составление слов, постановка гласных и согласных звуков, так, например, А.Квятковский утверждал, что: "Впереди всегда идет согласный, к которому приплавлен гласный. Как бы мужское и женское начало. Звуки двуполы. Причем "мужчина" всегда впереди».5 [Кузьминский К., Янечек Дж., Очеретянский А. Забытый авангард. Россия. Первая треть ХХ столетия. Сб. справочных и теоретических материалов. WSA. Sоnd. 21.Wien, 1988. С.317]. Вот пример того, к чему привели подобные эксперименты – одно из самых известных стихотворений А.Кручёных «Дыр бул щил»: Дыр бул щил Уберщур Скум Вы со бу Р л эз.
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:31 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Второй принцип – это так называемая, морфологическая заумь – когда существующие в языке морфемы (корни и аффиксы) сочетаются таким образом, что значение получающегося слова остается в значительной степени неопределенным. Третий - синтаксическая заумь: при употреблении нормальных, «словарных» слов в грамматически правильных формах они не складываются в грамматически нормальное предложение, характер отношений между словами остается в той или иной мере неопределенным. Именно следуя этим принципам, писал Велимир Хлебников, заумь которого носит вполне легко структурируемый характер. Хлебников всю жизнь занимался составлением фонетической азбуки. И по его мнению, например, звук «С» - это «собирание частей в целое»; «О» - увеличивает рост; «Н» - «обращает ничто в весомого». И согласно его семантике слово «СОН – где в тело приходит ничто, а НОС – где в ничто приходит тело». И, наконец, четвертый - супрасинтаксическая заумь: при формальной, грамматической правильности конструкций, составленных из обычных слов, высокая степень неопределенности возникает на уровне референции — проще говоря, остается принципиально неясным, о чем идет речь. Бенидикт Лившиц работал над заумью в нескольких её проявлениях и в этом в том числе. «Долгие о грусти ступаем стрелой. Желудеют по канаусовым яблоням, в пепел оливковых запятых, узкие совы».6[ Джеральд Дж. Янечек. О максимально минимальном в авнгардной и поставнгардной поэзии/Джеральд Дж. Янечек//Новое литературное обозрение.-1997.-С. 290 -297.].
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:31 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Несмотря на разные стили и взгляды, писатели, открывающие заумь были убежденны, что заумный язык спасает словестные искусства от тупика, в который его ввергает антиномия «умное – безумное», а заумное снимает ее, используя позитивные моменты того и другого. Репрессивные действия советских властей в отношении авангардного искусства не позволили продолжить поиски в заумной поэзии. К 30-м годам работа футуристов в этой области заканчивается, советская культурная политика ужесточается и не позволяет больше никаких экспериментов. Вот что писал К.И.Чуковский о завершении этапа русской литературы того времени: "Вот оно - то настоящее, то единственно подлинное, что так глубоко таилось у них подо всеми их манифестами, декларациями, заповедями: сбросить, растоптать, уничтожить! Разве здесь не величайший бунт против всех наших святынь и ценностей? Тут бунт ради бунта, тут восторг разрушения, и уж им не остановиться никак. Так и озираются по сторонам, что бы им еще ниспровергнуть. Всю культуру рассыпали в пыль, все наслоения веков, и уже до того добунтовались, что, кажется, дальше и некуда, - до дыры, до пустоты, до нуля, до полного и абсолютного nihil, до той знаменитой поэмы знаменитого Василиска Гнедова, где нет ни единой строки: белоснежно чистый лист бумаги, на котором ничего не написано! Вот воистину последнее освобождение, последнее оголение души. Это бунт против всего без изъятия, нигилистический, анархический бунт, вечная наша нечаевщина, и это совершенная случайность, что теперь она прикрылась футуризмом."7[ Чуковский, К. Собрание сочинений в 15томах. Живой как жизнь: Литературная критика (1901-1907). От Чехова до наших дней. Леонид Андреев большой и маленький. Несобранные статьи (1901-1907)/К.Чуковский.- М.:Терра – Книжный клуб,2002. – 624с.-ISBN 5-275-00725-6, 5-275-00122-3. - T. 6.- С. 534-556.].
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:32 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Как ярко и стремительно заумный язык занял свою нишу в русской литературе начала ХХ века, также быстро и тихо сошла на нет. Заумь затихла как творческий литературный жанр. Люди искали простоту и идеологию без лишних неясных выражений и слов. Она исчезает как целостное направление на некоторое время. Цензура, просто – напросто, не может допустить в народные массы подобные произведения. Но, тем ни менее, к 1960-ым годам ХХвека снова начинают открываться России авторы, мыслящие на этом языке. Но информация о них скудна и малодоступна. Авторы, помня про эпатаж и скандальность своих предшественников, а также понимая, чем может обернуться для них свое творчество, стараются смягчать заумь, не дают явных посылов к ее раскрытию в произведениях. Однако, несмотря на все запреты и изгнания, заумь вновь начинает возрождаться, открывая новые имена: Владимир Казаков, Владимир Эрль, Алексей Хвостенко, Ры Никонова, Сергей Сигей. Начиная с 1970-х гг. к зауми спорадически обращается целый ряд авторов, в том числе Генрих Сапгир, Игорь Холин, Константин Кедров, Елена Кацюба, Дмитрий А. Пригов. В 1984 году в «Литературной газете» была опубликована лингвистическая сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». К 90-м годам ХХ века накопилась довольно обширная литература о заумном языке и заумной поэзии, больше частью малодоступная. И все 90-е годы уходят на доказательства уместности в русской поэзии В. Хлебникова, Е. Гуро, В. Каменского, А. Крученых, И. Зданевича, И. Терентьева, А. Туфанова, Д. Хармса, А. Введенского и многих других, чье творчество и даже сами имена оставались неведомыми.
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 24.03.2009, 16:32 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| А в Тамбове, в 1981году, открывается студия «Слово», которая объединила в своем круге людей, ищущих в своем творчестве нечто новое, неизведанное.. Несмотря на свое крайне маргинальное положение в системе культурной жизни города, студия уже своим существованием вызывала у официальных структур явное недовольство. К концу 80-х организация накопила большой опыт в авангардном течении и было решено переименовать ее в «АЗ».. В 1990 поэт и филолог Сергей Бирюков, также много работающий с заумным языком в своем поэтическом творчестве, объявил об учреждении Академии Зауми, от имени которой в последующие десять лет был проведен ряд литературных акций. Аналогов до сих пор не существует в мировой практике. Академия объединила поэтов, визуалистов, художников и филологов как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежий, наследующих традиции футуристов и заумников начала ХХ века. Бирюков также присуждал исследователям русского авангарда и поэтам, развивающим его традиции, Международную отметину имени Давида Бурлюка.8[Бирюков, С. Року укор:Поэтические начала/С.Бирюков.- М.: РГГУ, 2003. – 510 с.- ISBN 5-7281-0566-1]. В последние годы Академия объединяет ярких и во многом полярных авторов – акмеизм, свободные, полиндромические и игровые формы стихов, сюрреализм, странная проза – все это создается современными людьми, которые поддерживают начинания тех, кто дал толчок к расширению творческих мыслей вначале прошлого века. Но заумный язык открывает свой мир далеко не каждому человеку. Как и, практически, век назад, в наши дни встречаются критики и обычные ценители русской литературы, которые считают заумный язык бредом и шарлатанством, но есть и те, кто пытается осмысленно воспринимать и открывать как для себя, так и для других новые тоннели в этом литературном течении.
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Суббота, 16.05.2009, 09:43 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| nakuchny, бывает
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
autumn | Дата: Вторник, 26.05.2009, 17:00 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 91
Статус: Offline
| diesell, руками, ну и голова, конечно, должна быть на месте.
Просто я люблю Ветер..
|
|
| |
| |
Copyright MyCorp © 2024
|
|
|
|